ХРИСИАНСТВО В ЕГИПТЕ

Христианство в Египте

 

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Александрийский Патриархат – это древнейшая грекоправославная Поместная Церковь, вторая по диптиху после Константинопольского Патриархата, юрисдикция которой распространяется на всех православных христиан африканского континента.

 

ХРИСТИАНСТВО В ЕГИПТЕ в I - VII веках

В такой стране как Египет, которая не была чужда древнему эллинизму еще со времен Александра Македонского и его преемников Птолемеев, Христианство находит прочное основание для своего развития и выживания в сложнейших исторических условиях, таких как гонения римлян, завоевание арабов. Древнеегипетская религия, философия и иудейская диаспора подготовили почву для распространения Христианства в Египте.

Святой апостол Павел лично не проповедовал в Александрии, но среди обращенных им был «некто иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян 18, 24). Вероятно, апостол проповедовал и александрийским морякам, перевозившим его во время миссионерских путешествий в Средиземном море (Деян 27, 6; 28, 11). Древний памятник, «Псевдо-Клементины», сообщает о посещении Александрии святым апостолом Варнавой, где его встретил язычник, принявший христианство и впоследствии ставший под именем Климента папой Римским. Климент Александрийский и Ориген упоминают «Послание Варнавы», которое они приписывают спутнику апостола Павла. Вероятнее всего, оно было написано около 130 года в Александрии и пользовалось большим уважением среди ранних египетских христиан.

Первым проповедником христианской веры в Египте и основателем общины, несомненно, был святой апостол и евангелист Марк. После написания Евангелия апостол находился в ссылке в Ливии и около 62 года п. Р.Х. он вернулся в Александрию. Святой апостол Марк благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе. В Александрию он вошел через Лунные ворота, находившиеся близ городской таможни, на месте которой позже возник первый в городе христианский храм. В 63 году язычники, поклонники Сераписа, его схватили, предали мучениям и умертвили. Тело его было погребено христианами в храме Вукола. В IX веке венецианские купцы тайно похитили мощи святого апостола и увезли их в Венецию. Впоследствии святые мощи оказались в Риме. Лишь в ХХ веке Римско-Католическая Церковь передала мощи святого апостола Марка Коптской Церкви, и ныне они покоятся в соборном храме Каира. Список первых преемников св. Марка (до Димитрия включительно) восстанавливается по сообщениям Евсевия Кесарийского (Церковная история II, 24; III,14, 21; IV, 1, 4, 55, 116, 19; V, 9, 22).

Два первых века прошли относительно мирно для Александрийской Церкви, однако и в это время трудности ее не миновали. Гонения римлян, религиозные разделения и споры стали испытанием для христиан Египта.

Гонения начались при Септимии Севере в 202 году. С большей силой они продолжились в 250 году при императоре Декии, когда епископ Александрийский Дионисий вместе с клиром был изгнан из города. Гонения на христиан продолжались и при других правителях. Так, они были в 258 году при Валериане, в 303 году – при Диоклетиане, в 304 году – при Галерии, с 311 года – при Максимиане. Положение христиан улучшилось при Ликинии, когда для граждан была узаконена возможность выбора религии. В это время христианская община была уже достаточно многочисленной и насчитывала около миллиона последователей.

К сожалению, изначально между христианами из среды эллинов и принявшими христианство египтянами наметились расхождения. Египтяне (копты) большей частью проживали в Верхнем Египте, тогда как в Нижнем Египте большее распространение имел греческий язык и культура. Это культурное и национальное разделение впоследствии способствовали отделению христиан коптов в обособленную церковь. Кроме Египта христианство получило распространение в Аравии, в Нубии, в Эфиопии.

С самого начала многие эллины в Египте приняли христианство, хотя параллельно этому философское окружение Александрии, крупнейшего культурного и образовательного центра того времени, рождает гностицизм и его религиозно-философскую школу в противовес христианскому учению. В конце II-го начале III-го века как ответ на это философское противостояние учреждается катехизическая школа. В Александрии со времени евангелиста Марка всегда были церковные учители, говорит блаженный Иероним (De viris illustrious, с. 36). Пантен Сицилийский стал во главе школы в 180 году, и позже трудился вместе со своим бывшим учеником – Климентом. О ходе развития, направлении и методе этой катехизической школы у нас имеются лишь скудные сведения. Эта школа была и осталась учреждением церковным (schola ecclesiastica), управление которым принадлежало епископу. Он назначал учителей и начальников и мог удалять их. Начальниками ее последовательно или совместно были Пантен, Климент, Ориген, Иракл, Дионисий, Перий (м.б. Ахилл), Феогност (Серапион), Петр Мученик (Макарий), Дидим Слепец и Родон. Кроме названных катехетов, которые начиная с Климента сами обязаны были своим образованием этой школе, из ее стен вышло множество ученых мужей и исповедников веры, епископов, священников и церковных писателей, из которых особенно известны святитель Григорий Чудотворец, Анатолий, Евсевий Кесарийский и святитель Афанасий Великий.

Еще одним важным моментом в истории Христианства в Египте стало основание и развитие монашеских центров в пустыне. Первые христианские подвижники анахореты Павел Фивейский, преподобный Антоний Великий (251 – 356), Пахомий (276 – 345) образовали первые киновийные общины и монашеские скиты, ставшие центром христианского подвижничества. Преподобный Антоний основал монастырь в центре Египта недалеко от Красного моря, носящий его имя, монастырь святого Павла и другие, а Пахомий основывал монастыри в Верхнем Египте. Также известными в Египте были обители Нитрии и Скит, начало которому положил преподобный Макарий Египетский.

В IV-ом веке одновременно с развитием монашества в Египте зарождаются и ереси. Одной из самых пагубных стала ересь Ария, учившая о том, что Христос есть творение Бога, осужденная на соборе в 318 году. В полемике с арианством появляется фигура известнейшего александрийского богослова и святителя Афанасия Великого (328 – 373), претерпевшего гонения и ссылку от еретиков и византийского императора. В это же время в Египте набирает силу философия неоплатонизма (Плотин, Юлиан Отступник), пытавшаяся создать альтернативу христианской вере.

Первая половина V века в Египте отмечена личностью святителя Кирилла Александрийского, противостоявшего язычеству и непримиримости иудейской диаспоры. Множество просвещенных ученых мужей появляются тогда в Египте: Дидим Слепец, преподобный Макарий, Евагрий Понтийский, Синесий Птолемаидский, преподобный Исидор Пелусиотский и другие.

В христианском Египте был дан отпор ереси несторианства и зарождается ересь монофизитства. Его последователи до наших дней принимают человеческую природу Христа от момента рождения до смерти, однако, две природы, божественная и человеческая, сосуществовали до Его воплощения. Вопрос этот разрешился на 4 Вселенском Соборе в 451 году, постановления которого были отвергнуты христианами монофизитами, Коптами, Абиссинцами и некоторыми небольшими Церквями Ближнего Востока, называемыми «дохалкидонскими». Патриарх Кир (631 – 641) предпринял попытку объединить монофизитов с православной Церковью Александрии, однако она не удалась, в том числе и по причине арабского господства. С этого времени последователями монофизитства организуется Коптская Патриархия Египта, а многие другие принимают могометанство.

 

ЭПОХА АРАБСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА (640 – 1517)

Положение в Александрийской Церкви меняется после захвата арабами Египта и Северной Африки. Пришли новые гонения на христиан. Невыносимым было давление как на православных, так на коптов, которые вынуждены были уживаться с исламской реальностью. Монофизиты рукополагали своих епископов и клириков. Попытки императора Юстиниана преодолеть разделение были напрасными. Таким образом, уже с VII века монофизитская церковь была организованы независимо от православной Александрийской. Захват арабами Александрии в 640 году обозначил и внутреннее разделение христианского мира в Египте. Окончательное отделение Коптской Церкви произошло при коптском Вениамине (+662). Подчинение коптов арабской и исламской власти усилило конфликт с византийцами, которых считали виновными в нарушении прав Египта.

В восточные провинции Византии арабы–мусульмане пришли в середине VII века. После завоевания Сирии один из арабских отрядов во главе с Амром ибн аль-Асом вторгся в Египет (639). Позиции византийских властей в этой стране были непрочными из-за многовекового антагонизма между православными-мелькитами, большинство которых составляли греки, и коренным населением – коптами, сторонниками монофизитской доктрины. Хотя мелькитский патриарх Кир, приверженец монофелитства, сумел на время помириться с коптами, отношения между ними обострились во время арабского вторжения. Это способствовало поражению византийцев в Египте, которые в 642 году оставили Александрию, свой последний оплот. Морские экспедиции в 645 и 655 годах отвоевывать Египет не увенчались успехом.

В покоренном арабами Египте христиане сохранили свободу вероисповедания и широкую внутреннюю автономию. Наибольшим расположением пользовалась Коптская Церковь, ставшая лояльной к новым властям. Коптский Патриарх Вениамин, скрывавшийся много лет в пустыне от преследований, торжественно вернулся в Александрию. Монофизиты захватывали православные храмы и монастыри. Положение православных особенно усугубило долгое отсутствие Предстоятеля на Патриаршей кафедре. Патриарх Кир умер еще до сдачи Александрии, а избранный его преемником Петр покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в 654 году в Константинополе. Таким образом, преемство православных Александрийских Патриархов прервалось более чем на 70 лет. Однако православная община в Египте сохранилась, а священники для нее получали рукоположение в Сирии. Так, на VI Вселенском Соборе (681) Александрийский Патриархат представлял пресвитер Петр, подписавшийся в соборных актах титулом «викарий Апостольского престола». Уже в сане епископа он присутствовал на Трулльском Соборе (691).

Взаимоотношения в Египте христиан с арабами в конце VII – начале VIII веков складывались напряженно. Веротерпимостью отличалась династия Омейядов, при них христиане занимали видные посты в управлении государством и окружении арабских наместников. С 685 по 717 годы египетские христиане пять раз подвергались преследованиям. Эти гонения усилились при халифе Умаре II (717 – 720), который всемерно поощрял переход египетских христиан, зиммиев, в ислам. В 731 году при халифе Хишаме, имевшем расположение к мелькитам, православным Египта было позволено восстановить кафедру Александрийского Патриарха. Новоизбранный Патриарх Косма (727 – 768), хотя и был неграмотным ремесленником, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев. Это стало причиной многочисленных конфликтов между двумя общинами на протяжении двух веков. Решения о принадлежности спорных храмов всегда принимали мусульманские власти. В целом, отношения православных и монофизитов в эпоху халифата и позже не были столь напряженными, как в византийский период. Богословская полемика оставалась, но на бытовом уровне мелькиты и копты сосуществовали вполне мирно. По свидетельству, относящемуся к XII веку, православные в Египте даже ходили в коптские храмы, были распространены и смешанные браки.

В 750 году в результате гражданской войны, в которой принимали участие и христиане, в халифате к власти пришла новая династия Аббасидов. При новой династии положение египетских христиан не изменилось. Оно зависело не столько от политики халифов, но и от настроений наместников. Одни облагали христиан поборами и разрушали церкви, другие же разрешали восстанавливать эти храмы и строить новые.

В IX веке гонения на христиан в Египте получили большее распространение, они были связаны, прежде всего, с именем первого халифа Аль-Мутавакки́ль (847 – 861). Зиммиям было предписано носить отличительную одежду, новые храмы подлежали уничтожению. Египетский наместник также запретил колокольный звон, отправление христианских обрядов, а самим христианам находиться на государственной службе.

В следующем столетии на смену гонениям приходит мирное сосуществование православных, коптов и арабов. В это же время выделяется личность Патриарха Евтихия (933 – 940), известного своим арабским происхождением. Он был автором ряда трудов по истории, медицине и богословию. Самое знаменитое его произведение – всемирная история от сотворения мира до 938 года, содержащая уникальные сведения о прошлом народов Ближнего Востока, ставшее первым на арабском языке изложением библейской и византийской истории. Этот труд Патриарха Евтихий установил преемство арабоязычных христиан с византийской культурно-исторической традицией и способствовал сближению византийской и арабской христианской культуры.

В XI веке гонения снова возвращаются. Около 20 лет продолжались преследования и исламизация христиан при халифе аль-Хакиме, закончившиеся с его кончиной в 1020 году. В 1014 году аль-Хаким разрешил зиммиям переселяться из Египта, что повлекло массовое переселение христиан в византийские пределы. Многие оставшиеся в Египте христиане принимали ислам, большей частью вынужденно и формально. Во время этих гонений был казнен Александрийский Патриарх Арсений. Деятельность Православной Церкви была парализована, не замещались опустевшие архиерейские кафедры. С этого времени Александрийская Патриархия приходит в упадок, который продолжился и в эпоху Османской империи.

Страдания христиан Египта продолжались как от арабских набегов, так и от пришедших на эти земли крестоносцев. В XIII веке в Египет приходит династия Мамлюков (1250), правившая до завоевания страны турками в 1517 году. Мамлюкский султанат стал политическим и религиозным центром исламского мира, столицей арабо-мусульманской культуры. Внутренняя политика мамлюков отличалась религизной нетерпимостью, которая была спровоцирована и крестовыми походами.

С XI века укрепляются связи Александрийского Патриархата с Византией. Патриархи часто посещали Константинополь, писали свои трактаты и проповеди на греческом языке (как Кирилл II на рубеже XI-XII веков). С именем Патриарха Феофила II (Филофея) связано предание о разрешении им около 1015 года спора византийского императора Василия II и Константинопольского Патриарха Сергия II, за что Александрийский первосвятитель удостоился титула «Судии вселенной», получив право носить две епитрахили и тиару. В конце XII века Патриарх Марк II, рукоположенный в Константинополе, по прибытии в Египет обнаружил множество непривычных для себя обычаев и обрядов у египетских мелькитов. Он обратился с рядом запросов о допустимости таких традиций к крупнейшему византийскому канонисту Феодору Вальсамону, который в своих ответах настаивал на унификации всех православных обрядов по греко-византийскому образцу.

Сведения о епархиях Александрийского Патриархата в этот период крайне ограничены. За весь период VII-XV веков известно около десяти имен епархиальных архиереев. В источниках IX-XII веков упоминаются кафедры Бабальюн, Фивы, Эль-Фарама, Танис, Дамиетта, Фустат и другие. После того как Фатимиды на месте Фустата построили свою новую столицу – Каир, туда была перенесена из Александрии резиденция Патриарха (XI век). Число епархий все время сокращалось. Если в XI веке их осталось три, то в XV веке не более одной; потом исчезли все, кроме Патриаршего престола. Поставление Александрийских Патриархов стали совершать соседние Восточные Патриархи за пределами Египта.

Большинство древних монастырей Египта в эту эпоху находились в руках коптов. Из обителей, принадлежавших православным, наиболее известен монастырь Эль-Кусайра на горе Мукаттам под Каиром, разрушенный в 1010 году во время гонений аль-Хакима. С конца XI века, после завоевания Палестины крестоносцами и упразднения православного Иерусалимского Патриархата, Александрийские Патриархи взяли под свое управление окраинные епархии Иерусалимского диоцеза – Синай, митрополию Петру, Газскую архиепископию и другие епархии. В середине XIV века эти территории были возвращены Иерусалиму.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ В XV-XVIII ВЕКАХ

В XV веке примечательным было присутствие Патриарха Александрийского Феофила (1435 – 1459) на Ферраро-Флорентийском Соборе, где делегация Александрийской Церкви последовательно выступила против попыток объединения Церквей. С этого века по причине падения Константинополя и Османского господства в Северной Африке и Ближнем Востоке жизнь Александрийского Патриархата входит в новый период. На патриарший престол Александрии был избран Иоаким (Пани) (1487 – 1567), во времена которого были налажены отношения с православной Россией, откуда Александрийская Церковь получала денежную помощь. В 1523 году Патриарх направил делегацию в Москву к великому князю Василию III с просьбой оказать материальную помощь, а в 1556 году посольство Патриарха и Синайского архиепископа с аналогичными целями отправилось к царю Иоанну IV Грозному. Помощь была оказана через посланца Иоанна Грозного, Василия Позднякова, который в 1559 году встречался в Египте с Патриархом Иоакимом и оставил описание состояния восточного Православия той эпохи.

От покорителя Палестины и Египта султана Селима I (1512 – 1520) Патриарх Иоаким получил фирман, утверждавший его Патриаршие привилегии и защищавший от произвола гражданских властей. Хотя этот документ не сохранился, о его содержании можно судить на основании древнейшего из дошедших до нас фирманов, данного Александрийскому Патриарху Матфею Псалту (1746 – 1766). В ведении Патриарха находились все клирики и монахи, он поставлял и удалял из Египта архиереев, был собственником храмов и монастырей. Также он имел право решать бракоразводные, наследственные и прочие споры своей паствы, причем турецкие власти не имели права вмешиваться в эти дела.

Необходимо отметить, что в XVI – XVII веках во внутренние дела Патриархата имело место вмешательство турок, Константинопольского престола, Римской Церкви, протестантов и сиро-яковитов. Поскольку в то время в Египте не осталось ни одного православного епископа, поставление на патриаршество Иоакима происходит в Антиохии. Среди многочисленных проблем, которым противостоял Александрийский предстоятель, особенное его внимание занимал синайский вопрос. Сооруженный на Синайском полуострове в 1529 году храм архангела Михаила патриархом Иоакимом стал предметом споров с Иерусалимским Патриархатом, в юрисдикции которого находился Синай. Хотя Патриарх Иоаким в 1530 и 1542 году официально отказывался от претензий на монастырь святой великомученицы Екатерины, в 1540 году Иерусалимский Патриарх учредил на Синае архиепископию. В 1561 году Александрийский предстоятель вновь выступил в роли покровителя монастыря и настаивал на соборном решении об упразднении кафедры, воспользовавшись недостойным поведением очередного Синайского архиепископа. Окончательно этот вопрос был решен в Константинополе на Соборе 1575 года, где снова была учреждена кафедра Синайского архиепископа, избиравшегося монахами и утверждавшегося Иерусалимским Патриархом.

Патриарх Cильвecтр (1569 – 1590) способствовал появлению в Александрийском Патриархате своего приемника по кафедре Мелетия (Пигаса) (1590 – 1601), образованного и авторитетного церковного деятеля той эпохи. С его участием в 1593 году состоялся Собор под председательством Вселенского Патриарха Иеремии II, на котором обсуждался вопрос об учреждении на Руси Патриаршества, а также об осуждении нововведений Рима относительно времени празднования Пасхи. В условиях нестроений в Константинопольском Патриархате в те годы, Патриарх Мелетий воспринял на себя инициативу и духовно-политическое лидерство на всем православном Востоке, от России до Эфиопии. Известно около 300 его писем и посланий, посвященных различным церковным и политическим вопросам и адресованных на Украину, Крит, в Молдавию, Сирию, Венецию и т. д. Особое внимание Патриарх уделял положению в Юго-Западе Руси, где иезуиты активно насаждали унию. В 1593 году он отправил туда в качестве экзарха своего племянника и преемника на Александрийском престоле Кирилла III (Лукариса), ставшего ректором Острожской академии и едва избежавшего ареста, когда после принятия в 1596 году Брестской унии начались преследования православных. Патриарх Мелетий поддержал решения православного Брестского Собора. Долгие годы он вел активную переписку с вождями Православия на Украине, особенно с князем К. К. Острожским. Патриарх также занимался вопросом объединения с коптами и эфиопами, среди которых также активно вели пропаганду иезуиты. Кроме того, Александрийский Патриарх сумел убедить Коптского патриарха Гавриила отойти от латинского влияния на Коптскую Церковь. После кончины Иеремии II (1595) Патриарх Мелетий временно окормлял Константинопольскую Церковь по просьбе православных города, которую оставил после избрания на Вселенский престол Матфея II (1598 – 1602).

Во время патриаршества Кирилла (Лукариса) (1602 – 1620) Александрийский Патриархат достиг наибольшего влияния на христианском Востоке. В этот период Александрийская Церковь оказалась внутри полемики противоборствующих западных конфессий, проникавших на Ближний Восток с Запада. Ввиду этого внутри Православия стали возникать различные группировки, поддерживавшие ту или другую сторону. Первые контакты православных Востока с протестантами относятся ко 2-й половине XVI века. Существует мнение, что Патриарх Мелетий (Пигас) относился к ним доброжелательнее, чем к католикам, хотя и не разделял протестантских воззрений. Новый Патриарх продолжил начатое Патриархом Мелетием активное противодействие католикам, зачастую прибегая к союзу с их главными противниками - протестантами. Александрийский Патриарх Кирилл (Лукарис) пошел по пути сближения с протестантами значительно дальше, за что позже его прямо обвиняли в кальвинизме. Он поддерживал тесные отношения с английскими королями Яковом I (1603 – 1625) и Карлом I (1625 – 1649) и с Кентерберийским архиепископом Эбботом, посылая в Англию ценные дары, среди которых был переданный королю «на сохранение» Александрийский кодекс Священного Писания. В 1617 г. Кирилл отправил на учебу в Оксфорд Митрофана Критопула, в лице которого надеялся получить достойного наследника на Александрийском престоле, способного противостоять католическому натиску. Впрочем, ближайшие преемники Кирилла – Герасим Спарталиот и Митрофан Критопул – достаточно сдержанно относились к протестантам и отклоняли их попытки к сближению. В 1638 г. Патриарх Митрофан подписал соборное осуждение «Исповедания веры», написанного Кириллом (Лукарисом).

После кончины Патриарха Тимофея II в 1620 году Синод единогласно избрал Кирилла (Лукариса) на Вселенский престол, а на Александрийскую кафедру был поставлен Герасим I (Спарталиот) (1620 – 1636), лингвист, философ и богослов. Он полностью разделял взгляды Кирилла (Лукариса) в вопросе отношения к католицизму, поддерживал такие же тесные отношения с другими Православными Церквями.

На Александрийском престоле последовательно друг друга сменяли Патриарх Герасим, Патриарх Митрофан Критопул (1636 – 1639), Патриарх Никифор (1639 – 1645), Патриарх Иоанникий (1645 – 1658). Известно, что в 1651 году Египет посетил русский монах Арсений (Суханов). Он сообщал, что в Каире проживало 600 православных арабов и греков, а вместе с приезжими их было около тысячи человек. Большинство православных жили в Каире, Александрии и Дамиетте, незначительные общины существовали в Розетте (Рашид) и Суэце. Монах Арсений встретился с Патриархом Иоанникием 10 сентября 1651 года и беседовал с ним по литургическим и каноническим вопросам. По его словам, в Александрии был один монастырь святого Саввы, в одной части монастырского храма служили православные, а в другом имелось два престола, на которых служили католики. В Старом Каире был один храм святого Георгия. В 1652 году Патриарх Иоанникий открыл здесь первую греческую школу и больницу.

Патриарх Паисий (1657 – 1678) был первым из Александрийских Первосвятителей, посетивших Россию. В 1666 году он прибыл в Москву, где принял активное участие в деле Патриарха Никона. Вместе с Макарием III Антиохийским Паисий председательствовал на заседаниях Большого Московского Собора 1666 – 1667 гг., способствовал осуждению Патриарха Никона и отлучению старообрядцев. Перед отъездом из Москвы в 1669 году Патриарх Паисий помимо денежной помощи получил царскую жалованную грамоту, на основании которой монахи обителей святого Саввы в Александрии и великомученика Георгия в Каире получили право испрашивать милостыню в России.

В 1678 году Патриарх Паисий ушел на покой. Вместо него был избран Парфений I (1678 – 1688), который много путешествовал, собирая средства для своей Церкви. В 1682 году по просьбе царя Феодора Алексеевича он дал согласие на прощение Патриарха Никона. Преемником Парфения, погибшего во время землетрясения в Смирне, стал Герасим II (1688 – 1710). Герасим также много путешествовал с целью сбора средств. По воле Патриарха Герасима его преемником стал митрополит Ливийский Самуил (Капасулис), но Константинопольский Патриарх Киприан выдвинул на Александрийский престол митрополита Клавдиупольского Косму II, который, совершив в Патриаршем соборе собственную интронизацию, в течение нескольких лет оспаривал у Самуила Патриарший престол. По смерти Самуила, одним из последних дел которого было признание в 1723 году учреждения в России Святейшего Правительствующего Синода, на патриаршество вернулся находившийся на покое Косма II (1723 – 1736).

После него Патриархом Александрийским избирались митрополит Писидийский Косьма III (1737 – 1746), Матфей (Псалт) (1746 – 1766), Киприан (1766 – 1783). Известно, что Патриарх Александрийский Матфей (Псалт) был монахом в монастыре Кутлумуш на горе Афон, а затем митрополитом Ливийским и игуменом монастыря Златари в Валахии. По просьбе короля Эфиопии он совершил неудачную попытку объединения с Эфиопской церковью. Под давлением властей Египта 9 июня 1766 года ушёл на покой и вернулся в монастырь Кутлумуш, которому посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Под его руководством была восстановлена восточная часть, пострадавшая при пожаре. Его усилиями была построена трапезная монастыря. Скончался там же в 1774 году.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ В XIX ВЕКЕ

В 1798 году французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом захватила Египет. Оккупация страны продолжалась до сентября 1801 года. Улучшение положения христиан в Египте и их господствующее положение обострило межконфессиональные отношения с мусульманами. Они восстали против французов в Каире и Дамиетте, громили христианские кварталы и убивали их жителей. Когда французские захватчики ушли из Египта, османские власти пытались не допустить углубления конфликта. Однако на протяжении пяти лет гражданская смута не прекращалась. В это непростое время Патриарх Александрийский Парфений II уезжает на Родос, где и скончался в 1805 году.

Междоусобная борьба в Египте завершилась победой Мухаммада Али (1805 – 1849), которому удалось в 1811 году уничтожить мамлюков, своих главных соперников, и добиться независимости от Высокой Порты. Проведенные им экономические и военные реформы позволили Египту упрочить свое положение в регионе и вести успешные войны в Аравии (1811 – 1818) и Судане (1820 – 1839). Мухаммад Али также вступил в конфликт с турецким султаном, в результате которого турецкая армия была разбита. Египтяне заняли Сирию и Палестину (1832 – 1833). Однако в 1840 году против Египта выступила коалиция великих держав во главе с Англией. Мухаммад Али был вынужден признать верховную власть султана, но при этом он сохранил под своей наследственной властью Египет и Судан.

В религиозной политике правитель Египта был прагматичен. Несмотря на юридически приниженное положение христиан, их отдельные представители занимали высокое положение в государственном управлении и финансовых структурах. В интересах развития Египта паша охотно покровительствовал христианским общинам. По этой причине в Египет устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведения и школы. Ситуацию усложнило греческое восстание в Османской империи в 1821 году, но Мухаммад Али не допустил в Египте столкновений с христианами. В целом, враждебное отношение к грекам усилилось, поэтому в 1825 году Патриарх Феофил был вынужден уехать на Патмос.

В 1834 году были восстановлены контакты Александрийского Патриархата с Россией. Император Николай I пожаловал значительную сумму на нужды Александрийской Церкви, возобновились выплаты по «палестинскому штату», начали поступать средства от частных благотворителей. Благодаря пожертвованиям в 1839 году Патриарх Иерофей I (1825 – 1845) построил в Каире новую резиденцию с храмом святого великомученика Георгия в Старом городе. Еще одним важным делом Патриарха Александрийского стало открытие в 1843 году греческой общины в Александрии, имеющей структуру самоуправления и состоящую из комиссий выборных депутатов (эпитропий). На содержании общины были школы, больницы, часть духовенства. Община также жертвовала значительные суммы Патриархии, но в то же время стремилась к контролю ее расходов. Подобная ситуация иногда приводила к противоречиям между церковной иерархией и мирянами, стремившимися играть все большую роль в жизни Церкви.

В 1847 году при поддержке египетских христиан Патриархом Александрийским стал Иерофей II (1847 – 1858). Известно, что в 1851 году Патриарх при посредничестве архимандрита Порфирия (Успенского), начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, получил высочайшее разрешение на отправку в Россию епископа Фиваидского Никанора для сбора пожертвований. По сообщению архимандрита Порфирий Патриарх Александрийский Иерофей II создал библиотеку из 1877 печатных греческих изданий и 287 рукописей, улучшил положение монастырей святого Саввы и великомученика Георгия, александрийской больницы, строит в Александрии Благовещенский храм (1847 – 1857) и намеревается построить женский пансион в Каире и храмы в Дамиетте, Розетте, Суэце и Фиваиде. Помимо полученных епископом Никанором пожертвований, Александрийский Патриархат получил 21 мая 1855 года храм святителя Николая от митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова), ставший подворьем Александрийской Церкви.

При посредничестве архимандрита Порфирия (Успенского) Патриарх Каллиник (1858 – 1861) начал диалог с Коптской Церковью и обсуждение вопроса об объединении двух Александрийских Церквей. Однако в 1861 году скончался Коптский Патриарх Кирилл IV, а Патриарх Каллиник отрекся от престола. При Патриархе Иакове II (1861 – 1865) окончательно разрешился «синайский вопрос» и на Синайском подворье в Каире стали беспрепятственно совершаться богослужения с поминанием имени Александрийского Патриарха.

В начале 1866 года в Каире состоялось собрание с участием двух архиереев Александрийского престола, 27 клириков и 17 мирян, принявшее 12 статей Положения об устройстве Александрийского Патриархата и о синодальном управлении. Патриархом Александрийским был избран первый настоятель Александрийского подворья в Москве митрополит Фиваидский Никанор (1866 – 1869), проведший 17 лет в России. Избрание проводилось не путем подачи бюллетеней, а одобрительными возгласами общего собрания клира и общин. Именно так впервые был применен новый способ избрания Александрийского Патриарха. Патриарх Никанор подписал новое Положение, по которому Церковью управлял Патриарх и четыре члена Синода, между которыми распределялись пять частей составной печати Патриархата. Патриарх утверждал избрание общинами кандидата в епископы. Все вопросы Александрийской Церкви решались общим собранием членов Синода и представителей общин под председательством Патриарха. Подписание данного Положения должно было предшествовать восшествию на Александрийский престол каждого нового Патриарха.

Новое Положение сразу спровоцировало конфликт Патриарха Никанора с влиятельными членами общин, которые требовали передачи мирянам более широких полномочий в церковном управлении. В этой ситуации Патриарх отстранил от дел совет эпитропий и попытался опереться на Синод. Однако противники Патриарха сумели настроить против него египетские власти, Вселенскую Патриархию и российскую дипломатию, что привело к долговременной смуте. На Соборе 24 июля 1867 года под председательством Патриарха Никанора Алексадрийский Патриархат осудил действия Вселенской Патриархии, что нашло поддержку и многих других Церквей. Константинопольский Патриарх Григорий VI пошел на уступки, но новоизбранный на Александрийский престол Нил, бывший монах Святой Горы Афон, не был признан в Константинополе и не смог удержаться на патриаршестве. Несмотря на поддержку Патриархов Антиохии и Иерусалима, русской дипломатии, избранный Патриарх Александрийский Нил в 1870 году был вынужден уступить, так как по причине беспорядков в христианских общинах египетское правительство потребовало избрания другого Патриарха. На Александрийский престол был избран бывший Патриарх Константинопольский Софроний IV (1870 – 1899). Как Патриарх Александрийский он принял участие в Константинопольском Соборе 1872 года по вопросу о болгарской схизме.

Во 2-й половине XIX века Египет быстро потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много христиан – греков и сирийцев. В конце XIX века христиане стали играть в экономике и культуре Египта более значительную роль, чем это было ранее. Иностранное засилье, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией стало восстание Ораби-паши в 1882 году. Патриарх Софроний и православное духовенство, как и представители других конфессий, покинули Египет. В Каире и Александрии остались только два священника. Восстание было подавлено после артиллерийского обстрела Александрии английским флотом. Египет был оккупирован англичанами и, формально оставаясь до 1914 года в составе Османской империи, фактически стал британским протекторатом. К началу XX века численность христиан составляла около 100 000 человек (63 тысячи греков, остальные - православные арабы сирийского и ливанского происхождения). Помимо Патриарха в Александрийском Патриархате было два митрополита и около 50 клириков. По мере роста православного населения строились новые храмы, в Верхнем Египте и Судане. Так, в 1884 в Патриархате насчитывалось 30 храмов и 4 молитвенных дома.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ В XX ВЕКЕ

При выборах нового Патриарха в 1899 году в православной общине возникли противоречия между греками и арабами. Арабы пытались добиваться повышения своей роли в управлении Патриархатом. Новым Патриархом был избран митрополит Назаретский Фотий (1900 – 1925). Он строил храмы, учебные и благотворительные заведения, основал типографию, где в 1908 году начали выходить журналы Πάνταινος и Εκκλησιαστικός Θάρος, открыл Патриарший музей и Александрийскую библиотеку. В 1901 году Патриарх восстановил Птолемаидскую митрополию. В результате административной реформы территория Патриархата была разделена на 7 епархий (помимо Каира и Александрии).

Бывший Патриарх Константинопольский Мелетий II (Метаксакис) (1926 – 1935) 20 мая 1926 года был избран на Александрийскую Патриаршую кафедру, на которой пребывал до своей смерти. В его патриаршество в Александрийской Церкви был принят григорианский календарь и составлены документы, продолжающие быть основой её устройства: «Положение о священническом служении» (15.V.1930), «Положение о Синоде» (13.XI.1931), «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии» (27.VI.1934). Мелетий укрепил за Александрийским Патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой. В поездках по Африке Патриарх учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии. Для подготовки клира он основал духовное училище святителя Афанасия Великого в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию. В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений. В 1930 году, в качестве главы церковной делегации Патриарх Мелетий принял участие и в Ламбетской конференции, где вёл переговоры о единстве между англиканцами и православными и признал силу англиканских хиротоний. Он также поучаствовал в Ватопедской межправославной комиссии в том же году по вопросу предстоящего диалога с нехалкидонскими Восточными Церквами. 28 июля 1935 года Александрийский Патриарх скончался в Цюрихе (Швейцария) и был похоронен в Каире с большими почестями.

В 1936 году, после смерти Патриарха Мелетия II, Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки избран Николай V (1936 – 1939). После выборов Патриарх Николай V поручил смешанной комиссии, которая состояла из греков и сирийцев, подробно изучить вопрос о порядке избрания главы Церкви. Комиссия работала долгое время, что привело к запоздалому признанию египетскими властями результатов выборов нового патриарха, что произошло лишь в марте 1937-го года, когда было принято новое правило о выборах главы Александрийской Церкви. В этом правиле говорилось, что православные сирийской диаспоры принимают участие в выборах нового патриарха на равных правах. В январе 1939 года правительство признало новый устав Александрийской Патриархии. Патриарх Николай V был ревностным последователем принципа соборности в управлении Церковью и занимался устройством патриархии согласно этому принципу. Ему удалось перевести отношения с египетским правительством в русло сотрудничества и взаимопонимания. Также большое внимание он уделял церковным учебным заведениям.

В 1939 году был избран Патриархом Александрийским и всей Африки Христофор (1939 – 1967). Перед избранием он давал обещание заполнить все вдовствующие кафедры Александрийской Церкви, улучшить материальное положение священников и многое другое, однако перемены, произошедшие в Египте во время и после второй мировой войны повергли страну в хаос и привели к утеснённому положению греческой диаспоры и Александрийского Патриархата. Значительно возрос отток греческих эмигрантов в другие страны, особенно в Австралию, что привело к сильному сокращению православной паствы в Египте. Некогда процветавшая греческая община Египта, представлявшая собой опору Патриархата на африканском континенте, к концу 1960-х годов двадцатого века насчитывала лишь несколько тысяч человек. Ответом Патриарха на это стало начало активной миссионерской деятельности среди коренных народов Африки. Ещё в год своего избрания на кафедру он пригласил нескольких уроженцев Уганды в Каир для получения среднего образования, а затем послал их для получения богословского образования.

В 1946 году в юрисдикцию Константинпольского Патриархата были принята «Греческая Африканская Православная Церковь», созданная африканским клириком Рувимом Спартасом, которая на тот момент насчитывала 10291 верующих и 56 центров. В 1958 году были образованы три новые митрополии: Западноафриканские, Центральноафриканская Восточноафриканская. Ядром нового миссионерского движения стала Уганда, где был создан постоянно действующий миссионерский центр. Были рукоположены иереи из представителей коренных народов, было построено и освящено много храмов. В последние пятнадцать лет Патриаршества Христофор II из-за конфликта с епархиальными архиереями не созывал Синод, что ещё сильнее обострило отношения. 16 ноября 1966 ушёл на покой по состоянию здоровья.

В январе 1945 году присутствовал на поместном соборе Русской православной церкви. Он подписал с другими представителями «обращение к народам мира». С другими Патриархами и предостоятелями Патриарх Христофор принял участие в интронизации Патриарха Алексия I. На торжественном обеде Патриарх Христофор сказал речь, в которой отметил, что Русская Православная Церковь является «прекрасной дочерью Апостольских Церквей Востока» и, как таковая, всегда и всеми силами помогала четырем Патриархиям и родственно заботилась о них и о Святых Местах Востока. Русская Церковь, указал Патриарх, оказывала внимание и помощь во всех временных затруднениях и нуждах Восточных Церквей.

С 6 по 15 июня 1945 года святейший Патриарх Алексий с сопровождавшими его епископами и клириками Русской Православной Церкви с ответным визитом посетил Александрийский Патриархат, совершал богослужения и поклонялся древнейшим святыням Православия в Египте. Во время визита община русского храма святого Александра Невского в Александрии во главе с настоятелем иеромонахом Алексием (Дехтерёвым), пребывавшая вне общения с Русской Церковью, была принята Патриархом Алексием I под его Первосвятительский омофор. Александро-Невский храм получил статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, а настоятель храма – пост экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки.

В 1955 году Патриарх Московский Алексей разослал приглашения всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей прибыть на торжества преподобного Сергия Радонежского, но из всех предстоятелей откликнулся лишь Патриарх Христофор II. Летом 1955 года состоялся визит Патриарха Христофора II с посещением Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Одессы. Была достигнута договоренность об учреждении в Одессе подворья Александрийской Православной Церкви, открытого в октябре 1956 года при храме во имя Святой Троицы, его настоятель стал именоваться экзархом Папы и Патриарха всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси. В мае 1958 года состоялся следующий визит Христофора II по случаю празднования 40-летия восстановления Патриаршества в Русской. Святейший Патриарх Алексий I вторично посетил Александрийский Патриархат в ноябре 1960 года.

Столь однозначная ориентация Патриарха Христофора II на Москву вызывала недовольство, как Запада, так и Константинополя. Учитывая крайне напряжённые отношения между Патриархом Христофором II и его Синодом, они добились от последнего нужного решения: 11-го июля Синод Александрийской Церкви вынес постановление, разосланное всем предстоятелям православных Церквей 17-го Июля, в котором было заявлено: «Поездка Патриарха является частным делом Патриарха, и Его Блаженство ни в какой мере не представляет Александрийскую Церковь... Эта поездка достойна осуждения и члены Синода находятся в неприятной для них обязанности открыто поездку осудить… Все решения и действия Патриарха, совершённые во время его пребывания вне пределов его юрисдикции, неканоничны, заранее осуждаются и будут рассмотрены недействительными и не бывшими».

Несмотря на протесты, в мае 1958-го года Патриарх Христофор вновь посетил пределы Русской Церкви по случаю празднования 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. В Москве Патриарх выразил благодарность Патриарху Алексию I за все, что Московская Церковь сделала и делает для Восточных Церквей.

В ноябре 1960 года Московский Патриарх Алексий I вторично прибыл в Египет. На торжественных богослужениях в кафедральном Соборе Святого Саввы присутствовали представители Коптской, Армянской, Католической и Реформатской церквей, а также иудеи. Присутствовали также консулы США, греческий, бельгийский и другие. В речах и в конечном коммюнике говорилось о необходимости для Православной Церкви восстать за мир и противостоять проискам колониалистов. Впрочем, отношение Патриарха Христофора II к экуменическому движению было отрицательным, как и к многочисленным протестантским проповедникам, которых он резко осуждал за прозелитизм.

В 1968 году на Александрийский престол был избран Николай VI (1968 – 1986). Прибывшая в Александрию по случаю интронизации Патриарха Николая VI делегация Ватикана от имени папы Павла VI передала престолу святого апостола Марка частицу святых мощей евангелиста, некогда вывезенных венецианцами.

3 июня 1971 году участвовал в интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. Весной 1972 года принимал в пределах Александрийской Православной Церкви Патриарха Пимена, совершавшего паломническую поездку к святыням Ближнего Востока.

Патриарх Николай VI активно занимался миссионерской деятельностью. Он основал митрополии Зимбабве и мыса Доброй Надежды. При нём в 1972 году три представителя коренных народов Африки были рукоположены в епископов: епископы Нилопольский Христофор (Спартас), Навкратиадский Феодор (Нанкьяма) и Нитрийский Георгий (Гатуна), став викариями Восточно-Африканской епархии.

Важным делом Патриарха стала реорганизация управления патриархии и улучшением инфраструктуры учебных заведений и благотворительных учреждений. Он заложил и построил новое здание монастыря святого Саввы и освятил его соборный храм. Было отремонтировано здание богословской школы. Своё пристальное внимание патриарх Николай уделял изданиям Патриархии, а также замещению вдовствующих епископских кафедр. В 1971 году состоялось торжественное открытие новой Патриаршей резиденции в Александрии. Патриарх Николай VI длительное время лечился в СССР. Его кончина в результате инфаркта миокарда наступила 10 июня 1986 года в Московской клинической больнице им. С. П. Боткина. Похоронен Патриарх в Монастыре святого Георгия в Каире.

Патриархом Александрийским в 1987 году становится Парфений III (1987 – 1996). В 1992 году он принимал Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Их беседа была посвящена развитию взаимосвязей и совместных трудов по укреплению всеправославного единства и сотрудничества. Ответный визит Патриарха Парфения III состоялся в мае-июне 1993 года. Последний приезд состоялся в мае 1996 года в связи с празднованием 40-летия подворья Александрийского Патриархата в Одессе.

После кончины Патриарха Парфения Священный Синод Александрийского Патриархата 21 февраля 1997 года избрал митрополита Петра Предстоятелем престола апостола Марка, а 9 марта того же года в Благовещенском соборе состоялась торжественная интронизация новоизбранного Патриарха. После интронизации Петр VII (1997 – 2004) посетил 22 – 29 апреля 1999 года Русскую Православную Церковь. Во время этого визита Патриархи Алексий II и Петр VII открыли подворье Александрийского Патриархата в Москве при храме Всех святых на Кулишках (Славянская пл.), куда оно было перенесено из Одессы. В тот же день Петр VII передал Патриарху Алексию II грамоту о предоставлении в пользование Русской Православной Церкви храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Каире. Делегация Александрийской Церкви во главе с митрополитом Пилусийским Иринеем была гостем юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года и приняла участие в освящении храма Христа Спасителя и канонизации святых.

Продолжая начатые им труды на кафедре Восточной Африки, Патриарх способствовал публикации литургических текстов на 30 африканских языках, не считая множества других книг. Патриарх Петр VII трагически погиб 11 сентября 2004 года в результате крушения вертолета, на котором делегация Александрийской Церкви направлялась в паломничество на Афон.

В 2004 году Предстоятелем Александрийской Православной Церкви становится Феодор II. Избрание Блаженнейшего Феодора состоялось 9 октября 2004 года, чин интронизации был совершен 24 октября того же года. В начале октября 2007 Патриарх Феодор II совершил официальный визит в Московский Патриархат, в ходе которого был награждён Патриархом Алексием II орденом святого благоверного князя Владимира. Он был единственным из предстоятелей других церквей в патриаршем сане, кто участвовал в интронизации Патриарха Московского Кирилла в Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2009 года.

Патриарх Феодор (Николаос Хорефтакис) родился на острове Крит (Греция) в 1954 году. Начальное образование получил в родной деревне. Окончил Ризарийскую церковную школу в Афинах и богословский факультет Фессалоникийского университета со степенью магистра богословия. Изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете (СССР). В 1973 году принял монашеский постриг в Агарафском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в Ираклионе. В 1975 году митрополитом Ламбийским и Сфакийским Феодором (Дзедакисом) рукоположён в сан диакона, после чего служил архидиаконом Ламбисской митрополии на Крите. 23 апреля 1978 года рукоположён в сан иеромонаха, после чего был протосинкеллом той же митрополии. С 1985 до 1990 года проходил служение в Одессе в качестве представителя Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси. В 1990 году он был хиротонисан в епископа Киринского. 7 июня 1990 хиротонисан во епископа Киренского и назначен экзархом Александрийской православной церкви в Афинах, сопровождал Парфения III в миссионерских поездках по Африке и в зарубежных визитах. Патриархом Петр VII назначил опытного Феодора патриаршим викарием, а 12 марта 1997 года назначил его митрополитом Камерунским. Феодор способствовал строительству в Камеруне церквей, школ и больниц. 16 сентября 2002 года назначен митрополитом Зимбабвийским. Будущий Патриарх учредил четыре миссионерских центра в Хараре, греческий культурный центр на 400 человек, два больших миссионерских центра в соседнем Малави с больницами, техническими школами и курсами медсестёр. На средства греческого парламента обновил греческий квартал (школа, церковь, дом священника) в Беире (Мозамбик). Он основывал церкви и способствовал созданию православных общин в Ботсване и Анголе.

 

Современное состояние Александрийской Православной Церкви

Сегодня на Африканском континенте Божественная литургия совершается на десятках языков в более чем 400 приходах со штатом около 300 священников. Численность православных христиан превышает 1 млн. человек и продолжает стремительно расти. Литургия святителя Иоанна Златоуста переведена и опубликована на 50 африканских языках, как и другие таинства Церкви и богослужения. Во всех епархиях Африканского континента действуют катехизаторские и средние школы, молодежные организации, союзы матерей, госпитали, клиники, центры здоровья, политехникумы. Греческая община в самом Египте и Александрии по политическим и другим причинам в последние десятилетия уменьшилась. В конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ века значительная часть греческого населения выехала в Грецию и другие страны в связи с реформами президента Г. А. Насера по национализации иностранной собственности, возник проект перенесения Александрийской Патриархии в Центральную Африку или ЮАР (где насчитывается более 50 тысяч православных). Если до 1952 года греческое население Египта составляло около 250 000 человек, то в конце ХХ века в Каире и Александрии проживало всего около 3 000 греков, из которых лишь 1/3 - постоянно. Однако благодаря миссионерской деятельности Первосвятителей и иерархов Александрийской Церкви Православие здесь не только сохраняется, но и приумножается.

Начало распространению Православия в Тропической Африке положили коренные африканцы Уганды и Кении. В результате деятельности самоотверженных первопроходцев-миссионеров они обратились в Православие, построили церкви и образовали общины. В 1946 году православные сообщества Уганды и Кении были приняты в каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 году церковная ассамблея в Кампале вынесла решение о присоединении православных общин к Александрийскому Патриархату. В 1958 году были учреждены три новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская (Кенийская и Иринупольская) с центром в Дар-эс-Саламе (Танзания) для православных восточно-африканских стран (Кении, Уганды и Танзании), Центральноафриканская (Киншаса, Конго) и Западноафриканская (Камерунская, Яунде). Через 10 лет были образованы епархии Родезийская (Зимбабвийская, Хараре) и Мыса Доброй Надежды (Кейптаун, ЮАР). Наконец, в сентябре 1997 года учреждены четыре новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания). Новые общины православных появились в Конго (Браззавиль), Камеруне и Гане. В Яунде (Камерун) была открыта франкоязычная семинария. Укоренилась и стремительно растет миссия на Мадагаскаре. В 1982 году в Найроби (Кения) была открыта Патриаршая семинария, где обучаются студенты со всех частей Африканского континента.

В 2019 году в Александрийском Патриархате насчитывается 31 митрополия и 10 епископии. Церковь возглавляет Феодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, c 24 октября 2004 года.

Титул: «Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной».

 

1. Аксумская епархия. Кафедра: Аддис-Абеба (Эфиопия) Страны: Эфиопия, Джибути, Сомали. Митрополит Даниил Аксумский

2. Найробинская епархия. Кафедра: Найроби (Кения). Митрополит Макарий Найробинский

3. Кампальская и Угандийская епархия. Кафедра: Кампала (Уганда). Митрополит Иона Кампальский и Угандийский

4. Зимбабвийская и Ангольская епархия. Кафедра: Хараре (Зимбабве) Страны: Зимбабве, Ангола. Митрополит Зимбабвийский и Ангольский Серафим

5. Нигерийская епархия. Кафедра: Лагос (Нигерия). Митрополит Александр Нигерийский

6. Трипольская епархия. Кафедра: Триполи (Ливия). Митрополит Феофилакт Трипольский и Ливийский

7. Кейптаунская епархия. Кафедра: Кейптаун (ЮАР). Митрополит Сергий Мыса Доброй Надежды (Кейптаунский)

8. Киринская епархия. Митрополит Афанасий Киринский Патриарший Экзарх при Московском Патриархате

9. Карфагенская епархия. Кафедра: Тунис (Тунис). Митрополит Мелетий Карфагенский

10. Мванзская епархия. Кафедра: Мванза (Танзания). Митрополит Иероним Мванзский

11. Гвинейская епархия. Кафедра: Конакри (Гвинея) Страны: Гвинея, Гамбия, Гвинея-Бисау, Либерия, Кабо-Верде, Сенегал, Сьерра-Леоне. Митрополит Георгий Гвинейский

12. Эрмопольская епархия. Кафедра: Танда (Египет). Митрополит Николай Гермопольский

13. Дар-эс-Саламская епархия. Кафедра: Дар-эс-Салам (Танзания) Страны: Восточная Танзания, Сейшельские острова. Митрополит Димитрий Дар-эс-Саламский и Сейшельских островов

14. Замбийская епархия. Кафедра: Лусака (Замбия) Страны: Замбия. Митрополит Иоанн Замбийский

15. Йоханнесбургская и Преторийская епархия. Кафедра: Йоханнесбург (ЮАР). Митрополит Дамаскин Йоханнесбургский и Преторийский

16. Антананариву и Северного Мадагаскара епархия. Кафедра: Антананариву (Мадагаскар). Митрополит Игнатий Антананариву и Северного Мадагаскара

17. Птолемаидская епархия. Кафедра: Миниа (Верхний Египет). Митрополит Эммануил Птолемаидский

18. Камерунская и Центральноафриканская епархия. Кафедра: Яунде (Камерун) Страны: Камерун, Чад, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи. Митрополит Григорий Камерунский и Центральноафриканский

19. Леонтопольская епархия. Кафедра: Исмаилия (Египет). Митрополит Гавриил Леонтопольский

20. Мемфисская епархия. Кафедра: Гелиополь, (Каир, Египет). Митрополит Никодим Мемфисский

21. Катангская епархия. Кафедра: Лубумбаши (Катанга, ДР Конго). Митрополит Мелетий Катангский

22. Илиупольская епархия (титулярная). Митрополит Феодор Илиупольский

23. Аккрская епархия. Кафедра: Аккра (Гана) Страны: Гана, Кот-д΄Ивуар, Мали, Буркина Фасо. Митрополит Петр Аккрский

24. Пелусийская (Порт-Саид) епархия. Кафедра: Порт-Саид (Египет). Митрополит Нифон Пелусийский

25. Киншасская епархия. Кафедра: Киншаса (ДР Конго) Конго без епархии Катанги. Митрополит Никифор Киншасский

26. Нубийская епархия. Кафедра: Хартум (Судан) Страны: Судан, Южный Судан, Эритрея. Митрополит Савва Нубийский, Экзарх всего Судана и Эритреи

27. Ботсванская епархия. Кафедра: Габороне (Ботсвана). Митрополит Геннадий Ботсванский

28. Браззавильская и Габонская епархия. Кафедра: Пуэнт-Нуар (Республика Конго). Страны: Республика Конго, Габон. Митрополит Пантелеимон Браззавильский и Габонский

29. Бурундийская и Руандская епархия. Кафедра: Бужумбура (Бурунди). Страны: Бурунди, Руанда. Митрополит Иннокентий Бурундийский и Руандский

30. Канангская епархия. Кафедра: Кананга (ДР Конго). Митрополит Феодосий Канангский

31. Навкратидская епархия. Египет. Митрополит Наркисс Навкратидский, Патриарший Экзарх Нильского Египта

 

Епископии:

1. Мозамбикская епископия. Кафедра: Мапуто (Мозамбик). Епископ Хризостом Мозамбикский

2. Кисумская и Западной Кении епископия. Кафедра: Кисуму. Епископ Марк Кисумский и Западной Кении

3. Арушская и Центральной Танзании епископия. Кафедра: Аруша (Танзания). Епископ Агафоник Арушский и Центральной Танзании

4. Малавийская епископия. Кафедра: Лилонегве (Малави). Епископ Фотий Малавийский

5. Гулская и Восточной Уганды епископия. Кафедра: Гулу (Уганда). Епископ Сильвестр Гулский и Восточной Уганды

6. Тулеарская и Южного Мадагаскара епископия. Кафедра: Тулеар (Мадагаскар). Епископ Продромос Тулеарский и Южного Мадагаскара

7. Гомская епископия. Кафедра: Гома (ДР Конго)

8. Кисанганская епископия. Кафедра: Кисангани (ДР Конго)

9. Букобская епископия. Кафедра: Букоба (Танзания). Местоблюститель епископ Агафоник Арушский и Центральной Танзании

10. Элдоретская епископия. Кафедра: Элдорет (Кения)

 

Викарные епископы:

 

Епископ Неофит Ньери и Кенийских гор

Епископ Никодим Нитрийский

Епископ Феодор Вавилонский

Епископ Германос Тамиафский

 

иерей Виктор Кулага,